воскресенье, 27 декабря 2009 г.

Учу в университете философию Бубера.... Удивительно,как все связано! Но сейчас не об этом...
Уже несколько дней возвращаюсь к отрывку из его книги "Я и Ты".

........ Мир для человека двойствен в соответствии с двойственностью его позиции. Позиция человека двойственна в соответствии с двойственностью основных слов, которые он может произносить. Основные слова суть не единичные слова, а словесные пары.
Одно основное слово - это пара Я-ТЫ. Другое основное слово - пара Я-ОНО; причем можно, не меняя этого основного слова, заменить в нем Оно на Он или Она.
Тем самым Я человека также двойственно.
Потому что Я основного слова Я-ТЫ другое, чем Я основного слова Я-ОНО.
Не существует Я самого по себе, а только Я основного слова Я-ТЫ и Я основного слова Я-ОНО.
Когда человек говорит Я, он имеет в виду одно из этих двух. То Я, которое он имеет в виду, присутствует, когда он говорит Я. И когда он говорит Ты или Оно, снова присутствует Я одного или другого основного слова.
Быть Я и произносить Я суть одно. Произносить Я и произносить одно из основных слов суть одно.
Кто произносит основное слово, тот входит в слово и пребывает в нем.
Мир Оно обладает связностью в пространстве и времени.
Мир Ты не обладает в обоих никакой связностью....


По мне,так тут каждое предложение,каждая фраза требует внимания и расшифровки. Я пока остановилась на первом абзаце. Зацепилась на словосочетании "двойственность слов".
Может покажется немного вырвано из контекста,но опять же возвращаясь к своей учебе :) и к одной из тем, которая проходила для меня красной линией на последнем семинаре,и которая для меня очень живая, решила начать свой первый блог с темы "Язык".
Как проводники и носители культуры, языки, мне кажется,не равны. Чем больше людей используют тот или иной язык, тем больше в этом языке выразительных возможностей, тем сложнее и разнообразнее его применение. Язык - это главное условие существования, общения и объединения людей.Он хранит в себе историю, религию, психологию сообщества/народа. У каждого языка собственный ритм и логика. Вне этого ритма и логики, для постороннего уха, иногда,он слышится смешным и непонятным. Посему,мне кажется,что очень важно продолжать вырабатывать и формировать "свой язык". Оттачивать его так,чтобы он становился понятным и "не двойственным" в понимании (для меня,так точно это важно).

Это про язык. Надеюсь,что более или менее понятно,так как мыслей много и одна опережает другую :)
Дальше буду продолжать...

4 комментария:

  1. в этом году,когда начался разговор об языке,начала больше внимания уделять,как я говорю и что! перечитывала свое сообщение, и пришла к удивительному выводу :) ни разу не употребила слова "я не знаю" и "какое-нибудь" !

    ОтветитьУдалить
  2. :)зато в самом начале в оглавлении, сразу я не знаю :)

    ОтветитьУдалить
  3. Всмысле про свой язык? я тут две вещи читаю, одна - это, как я выражаю себя, формулирую то, что хочу сказать (примерно об этом говорит в своём посте Денис http://insecto-disa.blogspot.com/).
    А вторая вещь - это выработка языка в группе, в нашей. Так, что бы там появлялись более точные слова, которые не двояко "читаются" прежде всего нами самими.

    ОтветитьУдалить
  4. Я ввобще с тобой не согласен! Во первых, мне кажется, что это и правда немного вырванно из контекста. И из-за этого, то что ты говоришь, на фоне Бубера, приобретает какой-то перевернутый смысл. Я к этому тексту на протяжении последних 3 лет возвращаюсь очень очень часто. Здесь суть какая-то обозначена в человеческих отношения. И двойственность эта - она ЖИВАЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ. От нее напряженно очень. Это постоянный поиск, попытка встречи. Личности с Личностью. Я с Ты. И если бы двойственности этой не существовало - все было-бы серо, не интересно и без напряжения.

    А то, что я от тебя понимаю - это то, что ты хочешь такие слова в свой лексикон взять, что бы не было "не двойственно".
    Ну вот.

    ОтветитьУдалить